+7 (495) 797 44 01 info@groupsawyer.com
ENG

Застройщики ищут в «атмосфере» проектов новое конкурентное преимущество. Риэлторы не советуют тратить на позиционирование проектов больше 5% его стоимости.

В ресторанном и гостиничном бизнесе, где концепция определяет почти все, термин «атмосферный» используют часто, но для недвижимости он относительно новый, и за ним зачастую ничего не стоит», – говорит Денис Колокольников, председатель совета директоров RRG. Там, «где все в первую очередь меряется кирпичами, бетоном, краской и лифтами, интеллектуальная собственность и атмосфера реализуются в плане продаж непросто», считает МАРИАННА РОМАНОВСКАЯ, ДИРЕКТОР ПО КОНСАЛТИНГУ Sawyer Group. Но Екатерина Тейн, директор департамента розничных продаж группы ПСН, уверена, что в скором будущем девелоперы пойдут по пути FMCG-отрасли, «где маркетологи делают акцент на ассоциативный ряд, который возникает у покупателя при виде или выборе определенного продукта». Тем более что «теперь не выбирают объект, а покупают образ жизни, настроение, вид из окна», добавляет Владислав Спицын, управляющий партнер бюро FrontArchitecture.

Никогда еще столичный рынок недвижимости не отличался таким разнообразием объектов, как сегодня, утверждает руководитель Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова. В попытке угадать, на что среагирует потенциальный покупатель (арендатор), девелоперы уже научились уделять больше внимания квартирографии и планировкам, архитектуре и благоустройству. Георгий Найденов, вице-президент по управлению недвижимостью ГК ПСН, пятым пунктом к важнейшим характеристикам проектов – местоположению, архитектуре, планировкам, наличию инфраструктуры – добавляет «атмосферность». Один из проектов комфорт-класса ПСН называется Sreda, подразумевается благоприятная для жителей среда обитания, а один из проектов Sminex, бизнес-центр недалеко от Новослободской, так и назвали – «Атмосферой».

Этим качеством, по мнению опрошенных «Ведомостями» экспертов, обладают, например, бизнес-центры на месте промзон, такие как «Винзавод», «Флакон» и «Трехгорка», Центр дизайна Artplay. Собственник ГК «Экоофис» Андрей Ковалев описывает их как «креативные пространства», основная функция которых не исключительно деловая, как в обычном БЦ, а «развлекательная, образовательная и отчасти торговая». Они часто используются как площадки для выставок, мастер-классов, в качестве шоурумов для производителей некоторых групп товаров (дизайнерская мебель, одежда, украшения и т. п.). Большинство подобных объектов появилось там, где девелоперы сумели эффективно использовать исходный материал. «Многие из них имеют достаточно интересную архитектуру», – считает Ковалев. Есть бизнесы – хотя таких совсем немного, – для которых необычность и атмосферность важны при выборе офиса настолько, что они готовы за нее платить. Это крупные IT-компании, а также различные креативные и рекламные агентства, дизайнеры. «Высокие потолки, окна в пол и красный кирпич традиционно выбирают люди творческих профессий», – подтверждает Надежда Башбынар, гендиректор Storm Properties. Скопление подобных компаний в одном месте, в свою очередь, также дает эффект. «Особенная среда, безусловно, создается с участием самих арендаторов», – уверен Павел Тигер, директор по развитию арендных отношений Prime Property Management.

МАРИАННА РОМАНОВСКАЯ, ДИРЕКТОР ПО КОНСАЛТИНГУ Sawyer Group: «Не обязательно говорить, что это «Ритц-Карлтон», – в вестибюле гостиницы просто хочется понизить голос до элегантного полушепота, атмосфера к тому располагает. Но атмосфера может стать хорошим инструментом привлечения людей и в не столь звездные места. Есть хорошие хостелы с приятной аурой, которая отличает этот объект недвижимости от общаги, где пахнет столовкой. Еще один хороший пример продажи атмосферы – это пространства коворкинга, арт-пространства, за счет запаха хорошего кофе и дизайнерских решений привлекающие потребителей. И это может быть против всех правил недвижимости. Когда качество среды перебивает иные показатели – вход с переулка, вывески нет, – но атмосфера берет свое».